Египет. 30.08. - 13.09.2003.
Хургада, отель "Арабелла" + Каир самостоятельно.

Иберотель Арабелла Бассейн Восход солнца Отель Отель
      Это наша третья поездка в Египет, и вновь мы выбрали Хургаду.
Путевки брали в агентстве "BAILY", и как постоянные клиенты получили скидку 5%. Мелочь, а приятно. Принимающий туроператор "Азур травел", перелет "Авиалинии 400". Авиакомпания оказалась самой паршивой из тех, на которых мне приходилось летать. Старые, раздолбанные "Ту-154", путаница с билетами (на обратный рейс были проданы билеты на 30 и 31 ряд, при наличии 29 рядов), кормежка без вариантов, всем рис с курицей, "хочешь - ешь, хочешь - не ешь", второго стакана воды не допросишься, вино и пиво только за деньги. Про задержку рейсов я уже не говорю, два часа - это норма. Плюс ещё вылет и возвращение в аэропорт "Домодедово", к сожалению, в этом году в Египет чартеры летают только оттуда. С грустью вспоминаешь родное и близкое нам "Шереметьево-2".
      Отель Арабелла понравился, своим 4* соответствует полностью. Он построен в арабском стиле, дворики, закоулки, как будто находишься в старом городе. Обслуживание, питание - всё на уровне. Там работает приятная девушка Надя, она всегда поможет русским туристам при общении с администрацией. Мы в Москве специально выбрали этот отель, так как там есть свой коралловый риф, и не были разочарованны. Практически каждый день мы плавали по несколько часов, знакомясь с его обитателями. Это очень увлекательное занятие. Только маска должна быть подобранна хорошо, чтобы не затекала вода. Мы этим делом обеспокоились ещё в Москве, и не зря.
      В общем, всё хорошо, но в "Арабелле" есть два недостатка. Первое, это отсутствие классического, в моём понимании, пляжа (чтобы дно покрытое мелким песочком плавно понижалось и уходило в глубину), там, на пляже, дно хоть и засыпано песком, но с камнями и валунами, так же встречается всякая живность в виде морских ежей. Так что настоятельно рекомендую пользоваться тапочками для купания.
Второе, это кондиционер расположенный прямо в изголовье кровати, к шуму, им издаваемому, я привык только к концу второй недели пребывания, а без него ни как, жара спадала только к утру.
      Температура воздуха была 38 градусов, воды 26. На пляже нормально, постоянно дует ветер, и жары не чувствуется. В город днем лучше не соваться, даже вечером, когда сядет солнце, всё ещё жарко, и душно, по этому много в городе мы не гуляли. Зато утром очень приятно встретить восход солнца, за ночь нагретые камни остынут, из моря выползают крабы и всякая мелкая живность в виде прыгающих рыбешек.
Ожидание поездки Восход солнца в пустыне Лагерь бедуинов Одного бедуина поймали! Колона Байков
      Именно из-за жары решили на мотосафари отправиться рано утром. Агентство находится напротив отеля "Султан бич". В этом году поездка обошлась нам дешевле, чем в прошлом. 20 $ вместо 25. Собрались в 4 утра. Один час ушел на "организационные трудности", ждали группу французских туристов, затем поехали в горы встречать восход солнца, потом посетили "лагерь бедуинов", и вернулись в 11-том часу. Если в прошлом году мы вели себя смирно, то в этом умудрились устроить несколько мелких аварий, а два "байка" вообще перевернули. На фоне тихих французов мы выглядели лихачами. Хорошо, что отделались небольшими ссадинами и царапинами. В отель вернулись пыльными, как мешки из-под картошки, но жутко довольными.
      Несколько слов по поводу местного транспорта. Не знаю, правильно ли моё наблюдение, но водители маршруток с каждым годом ведут себя всё наглее и наглее. Если в 2000 году мы ни разу не сталкивались с попытками нас "развести", а в прошлом году было предпринято 3 или 4 такие попытки, то в этом году по нормальному проехаться на минибусе удалось только один раз.
Набор "разводов" стандартный:
1. По приезду водитель заявляет, что 5 фунтов цена не со всех пассажиров как договаривались (4 человека) а с каждого.
2. Что цена оговаривалась не в фунтах, а в долларах.
3. Что договаривались не на 5 фунтов, а на 50.
4. Водитель берёт у Вас купюру, прячет её, достаёт мелкую (25 или 50 пиастров) и начинает доказывать, что именно её Вы ему только что дали.
5. Есть ещё развод с обменом денег, наподобие предыдущего.
      Мой совет, в такой ситуации оставайтесь спокойными и уверенными в себе, можно пригрозить полицией. Стойте на своем, и они отступят.
      И хотя не нашелся ещё ни один араб, которому удалось меня "развести", такое отношение напрягает. А я приехал расслабляться, по этому мы переключились с маршруток на такси. Таксисты ведут себя гораздо культурней. За какую цену договорились за ту и везут. А если ездить по 4 человека, как мы, или больше (машины "Пежо" универсал - семиместные) то разница с маршрутками не такая уж и большая. Таксист с удовольствием подождет, пока Вы ходите по магазинам, подскажет, где чего подешевле купить. В конце концов, мы познакомились с одним таксистом, Мухамедом, взяли у него номер мобильного телефона, и звонили ему, когда нужно. Он говорил, через сколько минут он подъедет, мы выходили и садились в "свою" машину. По прошествии нескольких дней мы сдружились, и он пригласил нас к себе домой. Мы познакомились с его женой, тремя дочками и сыном, нас угощали чаем, печеньем, колой. Было очень интересно посмотреть, как живут настоящие египтяне.
Здесь продаются билеты в Каир Рейсовый автобус в Каир Каир Коптский квартал Храм Св.Марии Коптский квартал, Храм Св.Георгия
      Он же и помог мне с покупкой билетов в Каир. Ехать я решил на рейсовом автобусе. Автобусная станция находится рядом с центральной мечетью Хургады. Рейсы в Каир в 12.00, 15.00 и 18.00. Билеты надо покупать за день, причем все объявления написаны только на арабском языке. У арабов нет 15 или 18 часов, есть 6 часов "мессе" - вечера или "сабах" - утра, при покупке билетов надо это уточнить. Билет стоит 52 фунта. Автобус отправляется четко по расписанию, посадка начинается за полчаса до отправления. Автобусы современные, с кондиционером, ни чем не хуже туристических. В билетах сразу проставлены места, правда, арабскими (не теми к каким мы привыкли) цифрами. В автобусе есть стюард, обратитесь к нему, он Вам поможет. В пути предлагают напитки, булочки и чай. Поездка до Каира длится примерно 6 часов. Билет терять не советую, наш автобус останавливали на посту и билеты проверяли. Ещё советую взять с собой плеер, за 6 часов арабская музыка и фильмы просто достанут. Все места в автобусе были заняты, публика очень приличная, все мужчины одеты по европейски, ни одного в "галабе" я не увидел. Из европейцев, кроме меня была парочка, говорившая по-французски, никаких косых взглядов мы не вызывали. Тетушка сидевшая рядом со мной, всю дорогу пыталась накормить меня котлетами домашнего приготовления, вложенными в местную булку, и ей это всё-таки удалось, как я ни сопротивлялся. Первая остановка в Каире недалеко от площади Тахрир, за Египетским Музеем. На ней я и вышел, а автобус отправился дальше.
      В первую очередь я решил отправиться в коптский квартал. От площади Тахрир до него 4 остановки на метро, но черт меня дернул взять такси. Водитель оказался молодой и неопытный, он долго плутал по улочкам Каира, спрашивал дорогу у полицейских, но всё-таки довез меня. Сказав водителю на прощанье "карту купи, шляпа" я отправился осматривать коптские церкви. К сожалению, драгоценное время было потерянно, и многие достопримечательности, в первую очередь храм Сергия, уже закрывались. Зато я попал на службу в церковь св. Варвары и бродил по старому кварталу пока совсем не стемнело.
      Затем я решил прокатиться на Каирском метро. Билет стоит 0,75 фунта, и сохранять его надо до конца поездки, на выходе его надо опустить в турникет. В метро чисто и ориентироваться там просто, все надписи дублируются на английском языке. Народу много, и при выходе из вагона надо проявить расторопность, то, что надо сначала выпустить людей, а потом входить, египтяне пока ещё не понимают. Интересно, что первый вагон в поезде только для женщин и детей. Я доехал до станции "Гиза" думая что, тут же увижу пирамиды, но оказалось что до них ещё очень далеко. Не рискнув воспользоваться наземным общественным транспортом, взял такси.
      Остановиться я решил в том же отеле что и в прошлом году, Кауд Дельта Пирамида, уж больно месторасположение и вид из окна на пирамиды мне понравился. Заселение не вызвало никаких проблем, сняли с паспорта ксерокопию, выписали чек и выдали ключ. Поужинав, отправился смотреть шоу пирамид, как раз попал на представление на русском языке. Планировал вечером ещё погулять по Каиру, но после бурного дня устал и отправился спать.
Ступенчатая пирамида Саккары Изогнутая пирамида Красная пирамида Алебастровый сфинкс Статуя Рамзаса II
      На следующий день, позавтракав, беру такси и отправляюсь по маршруту Саккара - Дахшур - Мемфис. Любой таксист в Гизе предложит Вам такую поездку. В Саккаре осмотрел ступенчатую пирамиду и замечательные мастабы, с прекрасно сохранившимися фресками. В Дахшуре находится знаменитая красная пирамида фараона Снофру и изогнутая пирамида. По величине это третья и четвертая пирамида в Египте после пирамид Хеопса и Хефрена. Меня всегда предупреждали, что внутри пирамиды смотреть нечего, ну и конечно я в этом убедился. По узкому наклонному коридору, согнувшись в три погибели, весь мокрый как мышь, задыхаясь от спертого воздуха, я спустился в недра красной пирамиды, а когда вылез наружу увидел улыбающегося араба, который тут же попросил у меня бакшиш. Кстати других туристов я внутри не встретил. Затем мы поехали в Мемфис где находится алебастровый сфинкс, статуя Рамзеса (в виду отсутствия ног, находится в лежачем положении) и несколько других статуй. Всё это заняло время до обеда. Я попросил таксиста отвезти меня в ресторан, где можно было бы попробовать национальный Египетский деликатес, жареного голубя. Голубь оказался вполне съедобным блюдом, по вкусу - очень нежный цыпленок, хотя есть в нем особенно нечего. Но можно считать это актом возмездия подлым птицам за поруганные памятники.
      Из ресторана возвращаюсь в отель, нужно принять душ и переждать самые жаркие часы дня. Приятно, с бутылочкой холодного пива, передохнуть в кондиционированном номере, с видом на пирамиды.
      Часа в три спускаюсь вниз, с таксистом договорился заранее, и машина уже ждет. Едем в центр Каира, в коптский квартал, нужно осмотреть то, что не успел вчера вечером. В первую очередь это церковь св. Сергия. На этом месте находится грот, в котором, по приданию, святое семейство пряталось от царя Ирода, во время своего бегства в Египет. Над гротом была установлена маленькая часовня, а сама церковь построена так, что часовня находится внутри её, рядом с алтарем. Рядом находится синагога, охраняемая огромным количеством полицейских, их явно больше чем прихожан. Очень интересная церковь св. Георгия, и ещё один небольшой собор, где местные верующие прикладываются к каким то кандалам висящим на стене, не смог, правда, найти информацию к какому святому они относятся.
      После осмотра коптского квартала, решаю обеспокоится покупкой обратных билетов в Хургаду. Таксист Али с охотой берется помочь. Оказалось, найти автобусную станцию, не так то просто. Не верьте путеводителям, от железнодорожного вокзала она находится на очень приличном расстоянии, но найти можно. В кассе несколько окошек, на одном крупно написано "Hurghada". Беру билет на 3 часа "мессе", то есть вечера, на следующий день. Цена та же - 52 фунта. Далее отправляемся смотреть каирские мечети, Аль Азхар, Султана Хосана, Эль Рифаи, Мухамеда Али и Цитадель. Уже после захода солнца возвращаемся домой, в отель.
      После ужина пошел просто гулять по улицам Каира. Сначала шел по центральным улицам с бесчисленными магазинами и ресторанами, потом свернул с неё и сразу попал в другой мир. Козы, роющиеся в мусорных кучах, как у нас кошки, босоногие дети, гоняющие мяч прямо на дороге, развешанное бельё, это совсем другой Каир, не туристический. Гулял долго, забрел сам не знаю куда, пришлось брать такси, что бы вернуться в отель.
Вид из окна Отеля Дельта Пирамида на пирамиды Гизы Мечеть Ибн Тулуна Минарет мечети Ибн Тулуна В такси Комната Султана
      На следующий день программа выглядела так. Выписываюсь из отеля, еду в мечеть Ибн Тулуна, куда не успел вчера, затем катание по Нилу на лодке, обзорная экскурсия на Каирскую башню, где собирался пообедать и отправление в Хургаду.
      Мечеть Ибн Тулуна построена на том самом месте, где, по мусульманской легенде Ибрахим хотел принести в жертву своего сына Исмаила. Там же находится довольно любопытный музей, показывающий быт простых Египетских султанов и их гаремов. В мечети очень интересный минарет, с лестницей снаружи, построенный по образцу иракской Самарры. Осмотрев мечеть, отправляюсь к набережной Нила возле отеля "Шератон", там пристань местных парусных лодок "фелюка". Нанимаю на час лодку, и блаженно отдыхаю, наслаждаясь свежим речным ветерком и проплывающими красотами Каира.
      Затем еду к Каирской башне. Обзор с нее действительно великолепный, видно пирамиды, цитадель и почти все мечети. На башне вращающийся ресторан, как у нас на останкинской телебашне. Полный круг совершается примерно за 20 минут, но поесть там не удалось, подают только напитки и пирожные. Поскольку время отъезда уже приближалось, отправляюсь на автобусную станцию. Последние минуты пребывания в Каире провожу в кафе, попивая чай в обществе местных жителей. Рядом курят кальян, играют в нарды, и время как будто остановилось. Мимо кафе спешат прохожие, едут куда-то автомобили, а здесь ни кто не торопится, жизнь течет в своем тягучем ритме, да и куда торопиться "все в руках Аллаха".
Речной трамвайчик на Ниле Каирская башня Вид с Каирской башни на Нил Вид с Каирской башни на отель Шератон Вид с Каирской башни на отель Рамзес Хилтон
      Автобус отошел по расписанию, но поездка заняла больше времени, чем из Хургады в Каир. Часа полтора мы кружили по Каиру, собирая пассажиров ещё в трех местах, плюс на этот раз мы делали по пути две остановки минут по 20. В результе в Хургаду прибыли в 10.30.
      Небольшое резюме. Из всех моих трех поездок в Каир, эта оказалась самой интересной и впечатляющей. Я думаю что именно так, самому, без навязчивой "помощи" разных турагенств, и надо ездить в Каир, если конечно хочется действительно посмотреть город и узнать что-то интересное. Я не ставил перед собой цели сэкономить на поездке, и вполне возможно, что она обошлась дороже, чем стандартная экскурсия, но увидел я гораздо больше и удовольствия получил тоже.
      Конечно, сразу пойти на это трудно, я решился только с третьего раза, но получил массу впечатлений. И ещё, не надо бояться египтян, в большинстве своем (кроме водителей Хургадских маршруток, и профессиональных попрошаек, у туристических объектов) это очень дружелюбные люди, которые всегда рады Вам помочь. "Wellcome" - именно это я чаще всего слышал от египтян.
      О погоде. Сентябрь, все-таки, немного жарковат для нас, в ноябре погода гораздо более предпочтительна, особенно для поездок на экскурсии.
Кораллы и рыбы Кораллы и рыбы Кораллы и рыбы Кораллы и рыбы Кораллы и рыбы
      Теперь немного цифр:
      Курс 1 $USA = 6,14 фунта
      1. Путевка на две недели 4 человека (два двухместных номера) со страховкой, перелетом, и трансфером. - 1672 $. (с учетом скидки 5%)
      2. Мото Сафари - 20 $ с человека.
      3. Автобус в Каир - 52 фунта в одну сторону
      4. Такси в Каире. Аренда на целый день - 240 фунтов.
      5. Аренда "фелюки" лодки в Каире на 1 час - 100 фунтов
      6. Отель "Кауд Дельта Пирамида" 4* - 58 $ за сутки. (много разных отелей, гораздо дешевле, можно посмотреть на сайте "http://www.tourism.egnet.net/Hotels/Hotels_Basic.asp" есть отели и по 15 фунтов за ночь).
      7. Светозвуковое шоу, Пирамиды - 44 фунта с человека.
      8. Обед в ресторане (Каир) - 40 фунтов.
      9. Входные билеты на разные объекты - от 10 до 20 фунтов, на Каирскую башню 40 фунтов.
      10. Пиво в Хургаде: в отеле "Арабелла"18 фунтов, в Фри шопе - 6 фунтов. 0,5 л. в кафе в городе 6,5 фунтов на вынос и 5,5 на месте. В "подпольном" магазине в Даун Тауне (прямо напротив тур.полиции, вывески нет, но там постоянно стоят ящики из под пива) - 5 фунтов. Там же, кстати, можно купить любое спиртное без паспорта и дешевле чем в Дьюти Фри.