Иордания и немного Сирии для русских туристов.
(по почти одноименному путеводителю Кочневой и Аганина.)
26.04. - 05.05.2003.

Город Амман Джераш, вид на город через руины. Джераш Джераш, маки. Посох Моисея на горе Небо
      В Иорданию мы собирались давно, уже года два, но всё время мешали какие-то причины. То арабо-израильский конфликт, то 11 сентября, то ещё что-то. Наконец нам это надоело, и, поняв, что абсолютного спокойствия, там не будет в обозримом будущем, решили, что надо ехать.
      Путевки мы заказали в "Иорданском Клубе" у Анхар Кочневой, принимающее агентство "Black Iris", оформляли через фирму "ТУРандот". Всё было сделано быстро и аккуратно, билеты и ваучер были у нас на руках за неделю до вылета. Надо отметить высокие профессиональные и человеческие качества Анхар. Она всё время держала руку на пульсе событий, и даже неприятный эпизод с отменой обратного рейса из Аммана сумела превратить для нас в дополнительную экскурсию в Дамаск. Кроме того, всё путешествие было хорошо организованно, за нами всегда и везде приезжали вовремя, помогали при прохождении таможен (как Иорданской, так и Сирийской), проблем с размещением и заселением не было ни каких, что для арабской страны удивительно.
      Теперь о самом путешествии.
      Улетали мы 26 апреля вечером, так что в Аммане были в 2 часа ночи. Иордания встретила нас дождем и температурой +9 градусов, и это, не смотря на светлый праздник Пасхи и мой день рожденья по совместительству. Разместили нас в отеле "Гардения". Симпатичная гостиница, хорошие номера, даже что-то вроде небольшой кухоньки есть, мы переночевали там одну ночь, так что толком об отеле сказать ни чего не можем. Впечатлил телефон, висящий на стене в туалетной комнате, сразу подумалось об особенностях местной национальной кухни и её совместимости с российскими желудками. Но наши опасения оказались напрасными. Кормили нас везде хорошо, и ни каких проблем не возникало.
      Утром за нами заехал микроавтобус, и мы отправились в Джераш. Очень внушительный римский город, храмы, колоны, арки, портики и т.д. Замечательный вид с театра, очень живописно смотрятся развалины на фоне современного арабского города. Так же порадовало обилие зелени и цветущих маков. Огорчала только погода, редкие минуты, когда на небе появлялось солнце сменялись противным дождем и холодным ветром.
      Вдоволь нагулявшись по развалинам Джераша, мы отправились в город Мадабу смотреть знаменитую мозаичную карту Ближнего Востока, а за одно и саму церковь Святого Георгия. Этот памятник халатности и разгильдяйству ("карта" была разрушена при постройке церкви, которая должна была её сохранить), выглядит внутри как католический храм со скамейками, при наличии православного иконостаса и большого количества русских икон. На иконах надписи на русском языке "Господь вседаритель", "Патриарх Герасим 1897 г.", и другие. "Карта" сохранилась фрагментами, но можно по ним составить представление об её первоначальном виде.
      Оттуда мы отправились на Гору Небо, смотреть мемориал Моисея. Говорят, что в хорошую погоду с вершины горы можно разглядеть Иерусалим, но нам с погодой не повезло. Низкие тучи, противный дождик и сильный ветер не дали полностью насладится открывающейся панорамой. Но всё равно хорошо было видно Мертвое море, горы и окрестные долины. На вершине расположен указатель, на котором указаны стрелками направления, в какую сторону смотреть, что бы увидеть Иерусалим, долину реки Иордан и т.д. Там же находится Храм Моисея, в нем небольшая экспозиция посвященная мемориалу, выставка мозаик и неплохие витражи. А самое главное там можно укрыться от ветра и дождя. На вершине горы стоит произведение, какого-то итальянского "Церетели", изображающее посох Моисея со змеёй в виде креста. К сожалению, нам не удалось пробыть там столько времени, сколько хотелось, нас оттуда буквально сдуло ветром и смыло дождем.

Мадаба, Храм Святого Георгия Храм Святого Георгия, иконостас. Вид с горы Небо, на Мертвое море и долину реки Иордан. Гора Небо, Храм Моисея. Храм Моисея, внутри
      Далее по нашей официальной программе следовало поездка на Мертвое море и размещение в отеле. Но мы договорились с нашим водителем (он же гид), о поездке в Вади Харар, место крещения Иисуса Христа. Уж в день святой Пасхи мы обязаны были посетить такое место. Гид сначала пытался отговорить нас, объясняя, что там палестинцы и израильтяне могут "паф-паф". Но что мы ответили "русо туристо - всё по барабано", с чем и поехали.
      С горы Небо мы спустились в долину реки Иордан, перепад высот значительный, так что при спуске немного закладывало уши, как в самолёте. И, о чудо, как только мы приехали в Вади Харар, выглянуло солнце, ветер стих, температура, по ощущениям градусов 25. Сначала нас привели к бассейнам для крещения, затем к источнику Иоанна Крестителя, где мы умылись и даже набрали бутылку воды. Затем, по живописной дорожке через тростниковые заросли, вдоль ручья вытекающего из источника Иоанна мы дошли до раскопок древней церкви, и далее на берег реки Иордан. Несмотря на громкое название, речка оказалась совсем небольшой, типа нашей Сходни. Цвет её глинисто-коричневый, видимо из-за дождя, течение достаточно быстрое, а берега поросли тростником.
      Отдохнув в беседке на берегу Иордана, мы отправились к Мертвому морю. Как только мы выехали с Вади Харар, тут же начался дождь, но закончился ещё до того, как мы доехали до отеля.

Заход солнца в Аммане Купание в Мертвом море. Волны на Мертвом море Отель Дед Си Спа. Бассейн в отеле Дед Си Спа
      В отель "Дед Си Спа" мы приехали часов в 6 вечера, и, оставив вещи в номере сразу бросились купаться. Надо сказать, что Мертвое море это что-то. Можно лечь на воду и почувствовать себя тем самым, которое не тонет. Правильно - Милки Веем. Вода настолько плотная, что выталкивает вас как поплавок. Сразу естественно, не смотря на многочисленные предупреждения, получаем в глаза свою порцию брызг. Мы не можем учиться на чужих ошибках, пока ещё в состоянии делать свои. Главное не тереть глаза, промывать тоже не надо, достаточно проморгаться, и со слезой всё выйдет. Накупавшись в море, кстати, на горизонте других купающихся обнаружено не было, перебираемся в бассейн, где и проводим время до ужина. Кстати об отеле. Удобные бунгало, красивая и ухоженная территория, четыре бассейна, из них один с горкой и один детский, бары, рестораны всё очень понравилось. Пляж песчаный, а вход в воду каменистый, для купания желательно иметь тапочки, есть понтоны, с которых можно купаться. Кормят очень хорошо, всё вкусно и даже не особенно остро. Берем местное вино, сухое красное, по ценам отеля конечно расточительство, но как ни как Пасха, да и день рожденья.
      На следующий день после завтрака опять идем купаться в море. На море приличные волны, так что войти в воду, чтобы вас не окатило с головой, сложно, но зато когда войдете можно лечь на воду и качаться на волнах как на качелях. На этот раз купающихся в море больше, кроме нас ещё два человека. Остальные немногочисленные постояльцы благоразумно отсиживаются в бассейне. Кстати, отели в Иордании стоят почти пустые, иностранцев практически нет, видимо война в соседнем Ираке отпугнула всех туристов, а местное население заполняет отели только на выходные (пятница, суббота). Погода, со второго дня пребывания, наладилась, и всё время светило солнце.
      Ровно в 12, как и договаривались за нами приехала машина. По плану она должна была нас доставить сразу в Аккабу, но мы договорились заехать в Карак, посмотреть крепость крестоносцев. Дорога сама по себе изумительная, сначала мы ехали вдоль Мертвого моря, справа море слева горы, очень красиво. Кстати противоположный израильский берег видно постоянно. Затем свернули в горы, поднялись по серпантину, поехали по горным дорогам с жуткими отвесными обрывами. Крепость Карак находится на отвесной скале, впечатление очень сильное, и хоть сохранилась она не очень хорошо, побывать там стоит. Можно подняться на стену, оттуда прекрасный вид на сам город и окрестности, пройтись по крытым галереям по которым когда-то ходили рыцари крестоносцы, залезть в подземные казематы где приходится освещать себе путь подсветкой видеокамеры. В общем, мы получили от этой экскурсии большое удовольствие, жаль, что её описания нет в путеводителе.

Река Иордан Источник Иоана Крестителя Купальни для крестящихся в Вади Харар Развалины Карака. Вид с крепости Карак на долину.
      Далее наш путь лежал в город Аккабу, самую южную точку Иордании, курорт на Красном море. Южнее Мертвого моря природа начинает меняться, если в северной части страны это холмы и горы, покрытые растительностью, то южнее проступают "родные" пустынные пейзажи Египта.
Аккаба городок небольшой, население примерно 50000 человек. Отель "Аквамарина - 1", куда нас привезли, находится на первой линии у моря. Если честно, то первое впечатление было не самым лучшим. После шикарного "Дед Си Спа" "Аквамарина" повергает в шок. Цифра 1 в названии отеля ассоциируется с количеством звезд, на которые он тянет. Территории в отеле нет вообще, бассейн - одно название, лягушатник скорее. Пляж маленький, рядом находится дикий пляж, используемый местным населением. Поселили нас в "курятнике", на четвертом этаже трехэтажного здания, куда даже лифт не доходит. Планировка номера тоже удивила, вход в туалет находится у изголовья одной из кроватей, так что чье-то место, в прямом смысле, у параши. Кондиционер, судя по звуку который он издаёт, изготовлен на заводе реактивных двигателей. Правда холод нагоняет быстро. Кошмар, да и только.
      Но, немного освоившись, обнаружили, что всё не так уж и плохо. Все приборы холодильник, телевизор, телефон, кондиционер, функционируют исправно, персонал очень вежлив и дружелюбен. Море чистое и теплое, вход, мелкий песочек, понижение дна ровное и постепенное, купаться одно удовольствие. В ресторане и в баре работают девушки с Украины, они замужем за иорданцами, через них мы и общались с местной администрацией. Так что проблем, не было ни каких. Кормят превосходно, первый день был шведский стол, а на второй и третий сделали систему заказов, так как в отеле, кроме нас, почти ни кого не было. Мы сначала расстроились, но когда увидели, какую гору еды нам натащили, даже удивились. На шведском столе мы бы столько не съели. Сам ресторан расположен на пирсе в море, с одной стороны горят огни Аккабы, с другой Эйлата, чувствуешь себя плывущим на корабле. С девчонками тоже интересно поговорить, узнать об особенностях местной жизни, да и им с нами тоже, а то варятся в собственном соку, русскоговорящих туристов там мало.
      Сам город Аккаба, обычный арабский городишко, с кучей мелких лавочек в центре, торгующих всякой всячиной. От отеля до центра города 10 минут пешком, до крепости, чуть дальше по берегу ещё пять минут. Крепость маленькая, но живописная, рядом небольшой музей. Есть ещё место, каких то раскопок, но там не очень интересно. Население дружелюбное, всё очень прилично и чистенько, единственного нищего видели прямо у входа в центральный банк, очевидно, выпрашивает кредитные карточки и сразу переводит деньги себе на счет. Мы хотели попробовать мансаф (местное блюдо из баранины, сваренной в кислом молоке, с рисом), но оказалось, не в любом ресторане его готовят. Зашли в один, другой, затем спросили, куда же нам все-таки податься. Один официант долго пытался объяснить адрес нужного нам места, затем просто взял за руку и отвел куда надо. Небольшой ресторанчик оказался на центральной площади с видом на мечеть. Мансаф оказался изумительно вкусным, одна засада - пива там не дают, ресторан для местных, безалкогольный.

Аккаба, минарет центральной мечети. Вечер, море, Аккаба, солнце садится за израильский берег. Аккаба, море пляж, вдалеке виден Эйлат. Аккаба, крапость. Мансаф
      На третий день мы отправились на "Остров Фараонов", экскурсия на катере, надо за день сдать паспорта, так как остров находится на территории Египта. Катер отправляется только при наличии 8 экскурсантов, так как нас всего пятеро то за три места решили просто доплатить. Съездили замечательно, весь катер в нашем распоряжении, полазили по крепости на острове, затем вооружившись масками и трубками на кораллы. Вода чистая и тёплая, рыб - море, словом поездка удалась.
      Вечером вернулись и не узнали свой отель, 1 мая выходной не только у нас, пляж забит битком, мало того, что все номера в отеле заняты (при 64 номерах в отеле заказано 200 ужинов), так они ещё за отдельную плату на пляж народ пропускают. Для нас это шоу, как они купаются, особенно женщины, во всем, в чем есть, в парандже в том числе, заходит в воду, плавает, потом идет сушиться на пляж. Женщины у них далеко не все ходят закутанные с ног до головы, в городе можно наблюдать картинку, идут три женщины, у одной только глаза видны, вторая строго одета, но открыто всё лицо, а третья в джинсах и легкомысленной короткой маечке, все трое весело беседуют между собой.

Остров Фараонов Египетская крепость на острове. Рыбный суп Горы в Вади Рам. Туристы в Вади Рам
      На следующий день в 14 часов за нами должна заехать машина, что бы отвезти нас в пустыню Вади Рам. Номер в отеле нужно сдать до 12 часов, подхожу на ресепшен чтобы утрясти этот вопрос, нет проблем нам продляют один номер до 14 часов, причем денег за это не берут, и это при переполненном отеле. Думаю, если бы мы попросили продлить все три номера, проблем бы не было, но совесть тоже надо иметь. До обеда гуляли в городе, ходили по лавочкам, покупали сувениры. Посмотрели на городской градусник, +43, в Москве при такой температуре сидел бы в обнимку с кондиционером, а тут ничего. Машина, как и водится, пришла без опоздания, жалко было уезжать из отеля. Удивительно как наше мнение, об этом отеле, изменилось за четыре дня. Обычно первое мнение бывает самым правильным, а здесь нет.
      Когда ехали в Вади Рам, думали, как там будет, если на побережье +43, то, что же в пустыне творится. Оказалось там прохладней, чем в Аккабе. Пустыня очень красивая, красный песок, горы, пейзажи удивительные. Но туристов почти нет. Даже на месте стилизованном под лагерь бедуинов, где нас должны были пересадить на джип, ни кого не оказалось кроме сторожа. Пришлось возвращаться в поселок за джипом. Местные бедуины, уже отчаялись ждать туристов, и разбрелись по домам. Нас прокатили по пескам, показали рисунки набатеев, стоянку Лоуренса Аравийского и много просто красивых мест.
      Оттуда мы поехали в Петру, и вечером были в отеле "Амра Палас". Очень симпатичный отель, много зелени, приятный персонал, кстати, мы тоже попросили продлить нам номера до 14 часов, время приезда машины, и нам продлили все три номера без всякой оплаты, правда, отель был почти пустой. В отеле есть две засады, во-первых, там подают только безалкогольное пиво, причем не спрашивая. Ты заказываешь, тебе приносят и наливают, только когда начинаешь пить, то понимаешь что промахнулся. Во-вторых, минарет местной мечети прямо напротив окна. В три часа утра дикий крик муэдзина сбрасывает с постели, спросонья начинаешь искать коврик, и сторону где находится Мекка. Лишь проснувшись окончательно, вспоминаешь, что принадлежишь другой религиозной конфессии, и с "дружескими пожеланиями" в адрес муэдзина заваливаешься спать. Через некоторое время новый крик напоминает тебе о том, что правоверным пришло время помолиться. Перефразируя Высоцкого "С утра разбудит не петух прокукарекав, мулла подымет как человека".

Рисунки Набатеев Дорога в Петру. Ущелье Сик. Ущелье Сик. Ущелье Сик. Казна
      Утром решили встать пораньше и "по холодку", отправились в Петру. Петра описывалась столько раз, что не хочется повторяться. На меня наибольшее впечатление произвели ущелье Сик и "Казна", остальное тоже очень интересно, но первым двум пунктам проигрывает. Очень аккуратно надо себя вести, когда подниметесь в горы. Есть места, где справа обрыв, слева скала, ширина дорожки не больше метра и ни какого парапета или ограждения. Но если боитесь высоты, то можно туда и не ходить, впечатлений достаточно и внизу. Конечно, всего мы посмотреть не успели, времени у нас было лишь с 7.30 до 13 часов, но и увиденное впечатлило. К тому же к полудню начало так припекать, что стало не до фасадов. На обратном пути порадовала прохлада в ущелье Сик. Прямые солнечные лучи не попадают в расщелины, и не успевают выжечь оттуда ночную свежесть. Утром мы были в Петре чуть ли не одни, а тут на встречу нам толпы туристов. Странные люди, и охота им жариться, нет, чтобы встать пораньше. Кстати, ни какой особенной пыли я в Петре не заметил, видимо нам повезло, перед нашим приездом там прошел дождик.
      Дальнейший наш путь лежал в Амман. В связи с отменой рейса, нам предстояло провести ещё одну ночь в столице Иордании. Аэрофлот разместил нас в "Дав отеле". Прочитав в Интернете очень нелесные отзывы об этой гостинице, готовимся к самому худшему. На удивление отель оказывается очень симпатичным, мебель конечно не новая, но номера очень просторные. В двухместном номере две двуспальные кровати, плюс диван и ещё дополнительная комната "для чаепитий", со столиком и креслами. Мы бы могли и все впятером разместиться в одном номере. Район очень приличный, рядом Египетское посольство, до центра на такси 10 минут. Нас там принимала и расселяла очень симпатичная девушка Алия, дочь хозяина отеля, прекрасно говорит по-русски, её мама из России.
      Заселившись в отель, сразу берем такси, и едем на Крепостную гору, смотреть Цитадель. Оттуда прекрасный вид на город. Осмотрев местные достопримечательности, решаем немного задержаться, чтобы посмотреть на заход солнца. Зрелище потрясающее, солнце садится между двух минаретов большой мечети. Потом начинается перекличка муэдзинов. Словом, это надо увидеть и почувствовать.
      Затем отправляемся в местный "Даун Таун". Магазинчики, кафешки, сувенирные лавки, мечеть, толпы народа. Следуя советам Анхар, покупаем здесь шаверму, действительно очень вкусно и совсем не похоже на то чем торгуют у нас в Москве. Так как мы целый день были на ногах, к вечеру уже порядком устали, и по этому возвращаемся в отель.
      На следующее утро нас и ещё группу из трех туристов, так же вылетающих из Дамаска вместо Аммана, посадили в микроавтобус, и мы направились в Сирию. Прощай Иордания! А может до свидания, кто знает, всё в руках Аллаха.

Сирия, Дамаск, памятник Саладину Гробница Саладина. Мечеть Омейядов, фонтан для омовения Торговец сладостями на Дамаском Базаре. Разносчик чая, дамаский Базар.
      Ещё на Сирийской таможне почувствовали, что попали в другую страну. В первую очередь поражают автомобили. Таких рыдванов и в таком количестве не увидеть, наверное, нигде. Причем половина из них советского производства. Волги, Жигули, УАЗы, КАМАЗы, подавляющее большинство в жутком состоянии. После опрятной Иордании, Сирия напоминает Египет, причем не лучшую его часть. Разница между капитализмом и социализмом налицо. Едем в Дамаск, слева Голландские высоты, но их плохо видно в дымке, хотя успеваем заметить на одной горе снег. В Дамаске заселяемся в гостиницу "Султан". Нашему водителю пришлось изрядно потрудиться, что бы её найти. О комфорте говорить сложно, туалет один на два номера, причем спусковая ручка оригинально свисает с потолка. Но нам нужно просто бросить вещи, что мы делаем, и отправляемся гулять по Дамаску.
В Цитадель нас не пустили, там идут какие-то ремонтные работы, зато посещаем мавзолей Саладина, медресе и мечеть Омейядов. Мечеть действительно классная, прекрасные мозаики, нам очень понравилось. В этой мечети покоится голова Иоанна Крестителя, и там же голова шиитского имама Хусейна, внука Мухаммеда. Оттуда отправляемся на Дамасский базар, естественно не можем удержаться от соблазна, и покупаем кинжал, якобы из дамасской стали. Понимаю что ерунда, но приятно будет сказать: - Этот клинок я купил в Дамаске. Кстати, в отличие от Иордании здесь можно торговаться и сбивать цену в несколько раз. На кинжал мы сбросили цену с 220 до 50 долларов. Сам базар очень похож на Стамбульский, только народу чуть поменьше. Кто-то уже писал, что памятник Саладину очень напоминает памятники русским князьям, это точно, если поменять кривую саблю на меч, то можно поставить в Ярославле или Владимире. К сожалению, долго по Дамаску погулять не удалось, сказался предыдущий день, Петра и Амман. Вечером все уже валились с ног от усталости. Пришлось вернуться в отель и там дожидаться ночного автобуса в аэропорт.
      В аэропорту нас ожидала очередная засада, оказалось, что надо оплачивать ещё и выездную визу в размере 4 долларов на человека. Мелких денег у нас не осталось, а сдачу с 50 долларовой купюры дают только в местных лирах. Причем в обменных пунктах разбить деньги нам тоже отказались. Мелочь мы всё-таки нашли, но произошел неприятный эпизод. Для размена денег пришлось выйти за таможенный контроль, на плече у меня висела сумка с видеокамерой, на обратном пути попросили поставить сумку на транспортер, где просвечивают вещи, обычное дело. Меня пригласили за ширму и стали обыскивать, краем глаза вижу что транспортер, на котором находится моя камера, остановился, а затем поехал в другую сторону. Чую, что-то не так. Не дожидаясь окончания обыска, разворачиваюсь и иду назад. Вижу, как какой то сириец с моей сумкой на плече направляется к выходу. Догоняю, отбираю сумку с камерой, он не сопротивляется, мол: "твоя, бери, а я думал ничья". Вокруг улыбающиеся лица Сирийских таможенников и работников аэропорта (ну не прошло на этот раз, что поделать). Кстати меня не стали больше досматривать, пропустили так. Так что будьте внимательны, не расслабляйтесь. "Это Сирия, сынок!".
      Через несколько часов мы были в Москве, дома.
      Какие впечатления от Иордании? Самые лучшие. Замечательная страна, спокойные и приветливые люди, не знаю, действительно ли они сильно уважают своего короля, но портреты его висят везде, где только можно. "А я ещё больше люблю Господина ПЖ". Один эпизод, супруга зашла в аптеку, но забыла при этом деньги: "нет проблем, берите, деньги потом занесёте".
Святые места, памятники старины, великолепная Петра, Мертвое море, всё это действительно стоит посмотреть. А вот отдыхать и купаться в Красном море, наверное, всё-таки лучше в Египте. И дешевле, и сервис более развит.
Сирия поразила своим контрастом с Иорданией, она напомнила советскую среднеазиатскую республику времен застоя. Там много памятников и исторических мест, но на комфорт рассчитывать сложно.
Напоследок хочется ещё раз поблагодарить "Иорданский Клуб" и Анхар Кочневу (что собственно, по моему, одно и то же), за хорошую работу, оперативность при решении проблем (перенос рейса), и отдельно за путеводитель "Желтая обложка", который очень нам помог в нашем путешествии. Надеюсь, что новый путеводитель дополнится информацией, картами и фотографиями.

Теперь немного цифр и комментариев:
      Курсы: 1 доллар США - 0,705 , а 1 евро - 0,75 Иорданских динар.
Лучше везти с собой доллары, к евро отношение настороженное, в отелях меняют евро по курсу ниже доллара (0,68е и 0,69$ соответственно), лучше менять в городе, но не в банке, там слишком бюрократично, а в специальных обменных пунктах. Карточки, электронные в том числе, принимают почти везде, в каждом отеле автоматы.
      В Сирии 1 доллар ~ 50 местных лир. Лиры на доллары обратно не меняют, под любым предлогом. Мелкими долларовыми купюрами запасайтесь заранее.
      Путевки нам обошлись по 690 $ на человека (перелёт, страховка, отели, включая завтрак и ужин, все трансферы, плюс экскурсия в пустыню Вади Рам).
      Визы в Иорданию по 10 $, оформляли по прибытию, выездные визы по 5 динар. Сирийская виза - 20 $ въездная и 4$ сбор в аэропорту при вылете. Транспорт Амман - Дамаск обошелся по 10 динар с человека (ехало 8 человек). Гостиница "Султан" в Дамаске 25$ за номер.
      Входные билеты (на 1 человека): в Петру - 11 динар, Джераш - 2,5 динара, Вади Харар - 5 динар, Карак - 5 динар, Мадаба - 1 динар, Гора Небо - 0,5 динара, Музей в Аккабе - 0,5 динара, Мечеть Омеядов вместе с Мавзолеем Саладина (Сирия) - 50 сирийских лир (~ 1$).
За уклонения от маршрута (Вади Харар и Карак) водителю 50 $.
      "Остров Фараонов" (Экскурсия из Аккабы на катере) стоит 18 динар на 1 персону, но нужно не менее 8 человек.
      Лежак на пляже, вместе с матрасом и полотенцем - 2 динара, причем можно уйти, и по возвращении получить всё снова, не доплачивая.
      Такси в Петре - 2 динара, в Аммане отель-центр 1,5 динара.
      Лошади в Петре - 5 динар. Везут до входа в ущелье Сик, если умеете управлять то поедете сами, хозяин побежит позади в припрыжку, что бы поездить на лошади в самом ущелье ещё 5 динар.
      Пиво в отеле 3 динара 0,5 л. в городе 0,75 динар.
      Вино в отеле (Дед Си Спа) 12 динар 0,7 л. в городе 3,6 динара.
      Вода в отеле 1 - 1,5 д. В городе 0,25 за 1,5 литра.
      Пепси 0,33л. в отеле 1 динар, в городе 0,35.
      Шаурма - 0,35 динар порция.
      Мансаф на 5 человек, подают большое блюдо (мы не осилили) плюс салаты и очень вкусный мятный чай. По счету 18 динар за всё. Отдали, конечно, 20.
Цены в ресторане Аккабы. (Ссылка).
      По поводу Иорданских денег: с купюрами проблем нет, а вот на монетах стоят только арабские (не те к каким мы привыкли) обозначения. Монету 1 и 0,5 динара я научился различать, а вот более мелкие нет. Поступал просто, покупая какую ни будь мелочь, протягивал продавцу пригоршню монет, и тот сам выбирал из них что нужно.
Вот собственно и всё.

Если возникнут вопросы, спрашивайте, ответим.